Богоявленский Храм (г. Воронеж)

View the embedded image gallery online at:
http://turizm36.ru/node/110#sigProGalleria3b4d98ec81
Своим названием церковь обязана празднику Явления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, иначе именуемому Крещением Господним, который отмечается 6 (19) января.

Празднику Богоявления посвящалась церковь в Пушкарской слободе, к северо-востоку от укрепленной крепости. Деревянная церковь строилась и была освящена в 1647 году. По мнению Д. И. Самбикина это произошло в 1663 году.

В 1703 году церковь сгорела, но была вновь восстановлена и освящена в ноябре 1705 года. Так как церковь снова была деревянной, пушкарцы опасались за ее судьбу и в 1773 году начали строительство каменной трапезной с престолом во имя Сергия Радонежского. Окрестные жители как в воду глядели: в очередной крупный пожар в ночь с 9 на 10 мая 1748 года Богоявленская церковь сгорела. Уцелел только придельный храм в трапезной, его освятили 15 марта 1752 года. Постепенно началось восстановление всей церкви, но уже каменной. Церковь была достроена через десять лет и освящена 19 июля 1763 года.

Богоявленской церкви в 1771 году выделили у ее стен место для кладбища. Но купцы Елисеевы, которые с 1737 года вели Синодик умерших, ни разу не упомянули о похоронах в ее ограде, так как интересовались они в первую очередь судьбой людей своего круга и местной знати. А у Богоявления обитали в основном мещане да ремесленники.

  В 1841 году купец Михаил Максимович Клочков обустроил в Богоявленской церкви придел в честь ангела своей жены, освященный 4 мая. Придел наименовали в память cвzтой мученицы Пелагии - девица необыкновенной красоты, происходившая из знатной семьи язычников, она была казнена римским императором Диоклетианом в 287 году. Пелагии отрубили голову за приверженность христианству и за сопротивление домогательствам венценосца. Нетленный прах мученицы за веру был перенесен в Константинополь в середине VIII в.

Придел в честь святой Пелагии имел одну особенность, выделявшую его из всех воронежских храмов. Рядом с иконостасом находилось резное изображение Иисуса Христа в терновом венце, сидящего в темнице. Каждую пятницу перед ним читался акафист страстям Господним. Д. И. Самбикин, правда, отмечал, что деревянная статуя "неискусной работы", но и такая была редкостью в православных храмах, а в наших местных — единственной.

В марте 1854 года архитектор Михаил Иванович Клейнер (1825 — после 1865) по заказу епархии выполнил проект перестройки Богоявленской церкви. К чертежам он предлагал: существующее здание сломать, поскольку в его сводах и стенах обнаружились трещины, "распространить" его на 5 аршин противу нынешних размеров, с левой стороны колокольни сделать пристройку. 

В июне 1854 года проект Клейнера рассмотрели в Петербурге и утвердили с незначительными поправками.

В оставшиеся до революции десятилетия храм переделкам не подвергался. Приход его в конце минувшего столетия был весьма маленьким и насчитывал всего 70 дворов. Было даже время, когда по его малочисленности не на что оказывалось содержать штат. При батюшке Фоме Петропольском церковь приобрела достаточные средства для содержания служителей. Главным источником пополнения кошелька стали взносы на поминовение умерших.

В 70—80-е годы прошлого века при протоиерее Евграфе Дмитриевиче Петрове была устроена богадельня на 4 человека, а причт стал пользоваться процентами с капитала в восемь тысяч рублей. Сам отец Евграф (1820—1905) позднее принял монашество под именем Василия и стал архимандритом, наместником Митрофановского монастыря.

В начале XX в., при протоиереи Евгения Дольскогой было открыто церковноприходское училище. 

В начале 1920-х годов, когда власть имущие стали инспирировать и поддерживать расколы в православии, Богоявленская церковь оказалась в стане обновленцев. В 1922 году настоятелем церкви лжеепископ Тихон назначил отца Сергия Соболева, уже служившего здесь священником. Несмотря на полную покорность проводившейся правительством религиозной политике, жизнь храма легкой не была. Сложными оставались отношения с финансовыми органами, которые давили непосильными налогами за культовое здание, построенное предками прихожан на свои кровные средства. Священник был отстранен от руководства дедами храма. Во главе общины стоял церковный исполнительный комитет, нанимавший по своему усмотрению священника и псаломщика.

Летом 1928 года клир и миряне Богоявленской церкви порвали с обновленчеством и присоединились к верующим патриаршей ориентации, которых возглавлял митрополит Сергий (Старогородский). Сергий Соболев получил сан протоиерея и стал членом епархиального управления. В 1929 году составлялась инвентарная опись церковного имущества, где значились многие старые иконы, цела еще была и резная статуя Иисуса. Последние по времени документы относятся к маю 1929 года — церковь пока действовала.

В начале 1930-х годов Богоявленский храм закрыли. Здание передали городскому промышленному комбинату. Он находился тут до конца 1980-х годов, потом переехал из центра в специально возведенные цеха.

Сейчас здание передано епархии. Трехъярусная невысокая колокольня без шпиля; придавленная к земле храмовая часть без купола, перекрытая двухскатной кровлей; трапезная в пять окон с дырами в стене от демонтированной вентиляции; осыпающаяся штукатурка и ветшающая кирпичная кладка — так выглядела совсем недавно Богоявленская церковь. Постепенно ее облик начинает меняться, ибо возвратился прежний хозяин. В здании уже начались восстановительные работы. Будем надеяться, что не за горами то время, когда тишина старинных улочек бывшей Пушкарской слободы огласится колокольным звоном.